ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР)
Демонстрационная площадка обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) предназначена для проведения и демонстрации образовательного процесса в классах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) вариантов 5.1 и 5.2.
Основная цель демонстрационной площадки обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) - трансляция опыта организации учебного процесса с обучающимися, имеющими тяжелые нарушения речи.
Образовательный процесс в данном классе представляет динамическую, развивающуюся структуру, характеризующуюся наличием взаимосвязанных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и социализации обучающихся с речевой патологией, их приобщения к человеческой культуре.
Демонстрационная площадка имеет необходимый методический и дидактический материал, позволяющий полноценно осуществлять учебно-воспитательный процесс, технические средства обучения:
- дидактические материалы для диагностики и коррекции речевых нарушений у обучающихся;
- раздаточный материал,
- наборы дидактических игр для коррекции речевых нарушений,
- компьютерные программы для диагностики и коррекции речевых нарушений,
- телевизор,
- видеомагнитофоны,
- аудиомагнитофоны,
- мультимедийный проектор,
- персональный компьютер,
- обучающий планшет.
Организация образовательного пространства на демонстрационной площадке обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся с ТНР;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;
- эмоциональное благополучие обучающихся с ТНР во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения обучающихся с ТНР.
Организация логопедической зоны демонстрационной площадки позволяет реализовывать курсы коррекционно-развивающей области для обучающихся с ТНР:
- Произношение,
- Логопедическая ритмика,
- Развитие речи,
- Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР вызывают необходимость применения не только вербальных, но и невербальных средств коммуникации, которые также представлены на данной демонстрационной площадке:
- лингводидактические комплексы;
- специально подобранные предметы;
- графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы);
- алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для чтения);
- электронные средства (устройства видеозаписи, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).
Данные средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с обучающимися с ТНР, для которых она становится доступной.
Учитель начальных классов демонстрационной площадки обучающихся с ТНР обладает необходимым уровнем квалификации и специализации для того, чтобы консультировать педагогов, учителей-логопедов инклюзивных образовательных учреждений по всем вопросам, связанным с организацией образовательного процесса с обучающимися с ТНР.