ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)
Демонстрационная площадка обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) предназначена для проведения образовательного процесса в классах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) по вариантам 8.2, 8.3,8.4.
Основная цель демонстрационной площадки обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) - трансляция опыта организации образовательного процесса с обучающимися, имеющими расстройства аутистического спектра.
Задача образовательного процесса обучающихся с расстройствами аутистического спектра - создание комфортных условий для освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО (вариант 8.2, вариант 8.3., вариант 8.4), компенсация и коррекция имеющихся недостатков психического развития, укрепление физического, психологического и нравственного здоровья, предупреждение школьной и социально-психологической дезадаптации.
Учебный процесс в данном классе представляет целостную динамическую структуру, характеризующуюся наличием взаимосвязанных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и социализации обучающихся с РАС.
Демонстрационный класс позволяет реализовывать общие и специальные дидактические подходы и принципы в работе с обучающимися с РАС
- принцип комплексного воздействия,
- принцип систематичности и последовательности в обучении обучающихся с РАС,
- индивидуального подхода,
- принцип успешности «права на ошибку»,
- принцип действия в зоне интересов ребенка,
- принцип развивающего и воспитывающего обучения,
- принцип связи обучения с жизнью,
- принцип коррекционной направленности.
Демонстрационный класс имеет необходимый методический и дидактический материал, позволяющий полноценно осуществлять учебно-воспитательный процесс, оборудован техническими средствами обучения:
- дидактические материалы для диагностики и коррекции нарушений психического, интеллектуального и речевого развития у обучающихся с РАС
- раздаточный дидактический материал,
- наборы дидактических игр для коррекции психических познавательных процессов,
- компьютерные программы для диагностики и коррекции познавательных процессов,
- коммуникаторы,
- телевизор,
- видеомагнитофоны,
- аудиомагнитофоны,
- мультимедийный проектор,
- персональный компьютер,
- обучающий планшет.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов класса обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся с РАС;
- эмоциональное благополучие обучающихся с РАС во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.
Реализация АООП НОО обучающихся с РАС предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья (вариант 8.2) и специальных учебников для обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения (вариант 8.3, вариант 8.4).
В демонстрационном классе предлагаются для ознакомления специальные приложения и дидактические материалы (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочие тетради и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающих реализацию программы коррекционной работы и специальную поддержку освоения АООП НОО.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР вызывают необходимость применения специальных дидактических средств и пособий, которые также представлены в данном классе:
- специальные средства альтернативной коммуникации;
- лингводидактические комплексы и программы;
- графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы);
- алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для чтения);
- электронные средства (устройства видеозаписи, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.);
- программное обеспечение для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений,
- калькуляторы и другие средства;
- адаптированное (ассистивное) оборудование для обучающихся с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды, ортопедические приспособления и др.
Учитель начальных классов демонстрационной площадки обучающихся с РАС обладает всеми необходимыми компетенциями, необходимым уровнем квалификации и специализации для того, чтобы консультировать педагогов инклюзивных образовательных учреждений по всем вопросам, связанным с организацией образовательного процесса с обучающимися с РАС.