ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
1 ВАРИАНТ
Демонстрационная площадка для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предназначена для проведения образовательного процесса в классах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) по 1 варианту для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель демонстрационной площадки для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - диссиминация опыта организации учебно-воспитательного процесса с обучающимися, имеющими легкую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).
Центральная задача образовательного процесса обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, компенсации и коррекции имеющихся недостатков развития, укрепление физического, психологического и нравственного здоровья, предупреждение школьной и социально-психологической дезадаптации обучающихся.
Демонстрационная площадка для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обеспечивает наглядный показ реализации следующих положений:
- придание результатам образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социального и личностно-значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
- существенное повышение у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего, жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Образовательный процесс в данном классе представляет целостную динамическую структуру, характеризующуюся наличием взаимосвязанных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и социализации обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и позволяет реализовывать следующие подходы в работе с детьми:
- индивидуальный подход,
- предотвращение наступления утомляемости,
- активизация познавательной деятельности,
- обогащение знаниями об окружающем мире,
- особое внимание - коррекции всех видов деятельности,
- проявление педагогического такта.
Демонстрационная площадка имеет необходимый методический и дидактический материал, позволяющий полноценно осуществлять учебно-воспитательный процесс, оборудован техническими средствами обучения: телевизор, видеомагнитофоны, аудиомагнитофоны, мультимедийные проекторы, персональные компьютеры.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов класса обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;
- эмоциональное благополучие обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В демонстрационном классе предлагаются для ознакомления специальные приложения и дидактические материалы (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочие тетради и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающих реализацию программы коррекционной работы и специальную поддержку освоения АООП обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вызывают необходимость применения специальных дидактических средств и пособий, которые также представлены в данном классе:
- лингводидактические комплексы;
- специально подобранные предметы;
- графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы);
- алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для чтения);
- электронные средства (устройства видеозаписи, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).
Учитель демонстрационного класса обучающихся с обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обладает необходимым уровнем квалификации и специализации для того, чтобы консультировать педагогов инклюзивных образовательных учреждений по всем вопросам, связанным с организацией образовательного процесса с обучающимися с обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).