ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
Демонстрационная площадка обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) предназначен для проведения образовательного процесса в классах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) по вариантам 7.1 и 7.2.
Основная цель демонстрационной площадки обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) - трансляция опыта организации образовательного процесса с обучающимися, имеющими задержку психического развития.
Задача образовательного процесса обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) - создание комфортных условий для освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО, компенсация и коррекция имеющихся недостатков психического развития, укрепление физического, психологического и нравственного здоровья, предупреждение школьной и социально-психологической дезадаптации.
Учебный процесс в данном классе представляет целостную динамическую структуру, характеризующуюся наличием взаимосвязанных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и социализации обучающихся с ЗПР.
Демонстрационный класс позволяет реализовывать общие и специальные дидактические подходы и принципы в работе с обучающимися с ЗПР:
- принцип индивидуального подхода,
- принцип развивающего и воспитывающего обучения.
- принцип связи обучения с жизнью.
- сочетание принципов научности и доступности обучения.
- принцип систематичности и последовательности в обучении обучающихся с ЗПР.
- принцип коррекционной направленности.
Демонстрационный класс имеет необходимый методический и дидактический материал, позволяющий полноценно осуществлять учебно-воспитательный процесс, оборудован техническими средствами обучения:
- дидактические материалы для диагностики и коррекции нарушений у обучающихся с ЗПР;
- раздаточный дидактический материал,
- наборы дидактических игр для коррекции познавательных процессов,
- компьютерные программы для диагностики и коррекции познавательных процессов,
- телевизор,
- видеомагнитофоны,
- аудиомагнитофоны,
- мультимедийный проектор,
- персональный компьютер,
- обучающий планшет.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов класса обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся с ЗПР;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;
- эмоциональное благополучие обучающихся с ЗПР во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.
Реализация АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья.
В демонстрационном классе предлагаются для ознакомления специальные приложения и дидактические материалы (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочие тетради и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающих реализацию программы коррекционной работы и специальную поддержку освоения АООП НОО.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР вызывают необходимость применения специальных дидактических средств и пособий, которые также представлены в данном классе:
- лингводидактические комплексы;
- специально подобранные предметы;
- графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы);
- алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для чтения);
- электронные средства (устройства видеозаписи, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).
Учитель начальных классов демонстрационной площадки обучающихся с ЗПР обладает необходимым уровнем квалификации и специализации для того, чтобы консультировать педагогов инклюзивных образовательных учреждений по всем вопросам, связанным с организацией образовательного процесса с обучающимися с ЗПР.