Запись на консультирование по электронной почте: opornyjcentr@yandex.ru

ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

2 ВАРИАНТ

Демонстрационная площадка для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предназначена для проведения образовательного процесса в классах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) и специальные индивидуальные программы развития (СИПР) по 2 варианту для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Основная цель демонстрационного класса для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития - это диссиминация опыта организации учебного процесса и создания специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей данной категории детей.

Центральная задача образовательного процесса обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития - это развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

В демонстрационном классе педагогу инклюзивного образования представляется возможность проследить формирование основ учебной деятельности у данной категории обучающихся:

  • умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач;
  • планировать свою деятельность;
  • контролировать ее процесс;
  • доводить его до конца, адекватно оценивать результаты;
  • взаимодействовать с педагогами и сверстниками.

Обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и других организационных форм получения образования обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей наглядно прослеживается в разработке и реализации СИПРов на каждого обучающегося.

В демонстрационном классе для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития наглядно представлены специальные условия организации учебного процесса:

  • среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка;
  • требуется специальная работа по дозированному поэтапному и планомерному расширению его жизненного опыта и повседневных социальных контактов;
  • обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы.

Демонстрационный класс для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивает наглядный показ реализации следующий положений:

  • придание результатам образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития социального и личностно значимого характера;
  • прочное усвоение обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
  • существенное повышение у обучающихся с с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего, жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

Образовательный процесс в данном классе представляет целостную динамическую структуру, характеризующуюся наличием взаимосвязанных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и социализации обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития и позволяет реализовывать следующие подходы в работе с детьми:

  • индивидуальный подход,
  • предотвращение наступления утомляемости,
  • активизация познавательной деятельности,
  • обогащение знаниями об окружающем мире,
  • особое внимание - коррекции всех видов деятельности,
  • проявление педагогического такта.

Класс оснащен необходимым методическим и дидактическим материалом, позволяющим полноценно осуществлять учебно-воспитательный процесс, оборудован техническими средствами обучения: телевизор, видеомагнитофоны, аудиомагнитофоны, мультимедийные проекторы, персональные компьютеры.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов класса обеспечивает:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития;
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;
  • эмоциональное благополучие обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

В демонстрационном классе предлагаются для ознакомления специальные приложения и дидактические материалы (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочие тетради и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающих реализацию программы коррекционной работы и специальную поддержку освоения АООП/СИПР обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями.

Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития вызывают необходимость применения специальных дидактических средств и пособий, которые также представлены в данном классе:

  • лингводидактические комплексы;
  • специально подобранные предметы;
  • графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы);
  • алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для чтения);
  • электронные средства (устройства видеозаписи, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).

Данные средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с обучающимися, для которых она становится доступной.

Учитель начальных классов демонстрационного класса обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обладает необходимым уровнем квалификации и специализации для того, чтобы консультировать педагогов инклюзивных образовательных учреждений по всем вопросам, связанным с организацией образовательного процесса с обучающимися с обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.