ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
2 ВАРИАНТ
Демонстрационная площадка для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предназначена для проведения образовательного процесса в классах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) и специальные индивидуальные программы развития (СИПР) по 2 варианту для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Основная цель демонстрационного класса для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития - это диссиминация опыта организации учебного процесса и создания специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей данной категории детей.
Центральная задача образовательного процесса обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития - это развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
В демонстрационном классе педагогу инклюзивного образования представляется возможность проследить формирование основ учебной деятельности у данной категории обучающихся:
- умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач;
- планировать свою деятельность;
- контролировать ее процесс;
- доводить его до конца, адекватно оценивать результаты;
- взаимодействовать с педагогами и сверстниками.
Обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и других организационных форм получения образования обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей наглядно прослеживается в разработке и реализации СИПРов на каждого обучающегося.
В демонстрационном классе для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития наглядно представлены специальные условия организации учебного процесса:
- среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка;
- требуется специальная работа по дозированному поэтапному и планомерному расширению его жизненного опыта и повседневных социальных контактов;
- обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы.
Демонстрационный класс для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивает наглядный показ реализации следующий положений:
- придание результатам образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития социального и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
- существенное повышение у обучающихся с с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего, жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Образовательный процесс в данном классе представляет целостную динамическую структуру, характеризующуюся наличием взаимосвязанных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и социализации обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития и позволяет реализовывать следующие подходы в работе с детьми:
- индивидуальный подход,
- предотвращение наступления утомляемости,
- активизация познавательной деятельности,
- обогащение знаниями об окружающем мире,
- особое внимание - коррекции всех видов деятельности,
- проявление педагогического такта.
Класс оснащен необходимым методическим и дидактическим материалом, позволяющим полноценно осуществлять учебно-воспитательный процесс, оборудован техническими средствами обучения: телевизор, видеомагнитофоны, аудиомагнитофоны, мультимедийные проекторы, персональные компьютеры.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов класса обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;
- эмоциональное благополучие обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
В демонстрационном классе предлагаются для ознакомления специальные приложения и дидактические материалы (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочие тетради и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающих реализацию программы коррекционной работы и специальную поддержку освоения АООП/СИПР обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями.
Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития вызывают необходимость применения специальных дидактических средств и пособий, которые также представлены в данном классе:
- лингводидактические комплексы;
- специально подобранные предметы;
- графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы);
- алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для чтения);
- электронные средства (устройства видеозаписи, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).
Данные средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с обучающимися, для которых она становится доступной.
Учитель начальных классов демонстрационного класса обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обладает необходимым уровнем квалификации и специализации для того, чтобы консультировать педагогов инклюзивных образовательных учреждений по всем вопросам, связанным с организацией образовательного процесса с обучающимися с обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.